Лана (liana_lll) wrote,
Лана
liana_lll

Categories:

Тайны храма Хатхор


А.Скляров "Предметы богов и их копии"

Если серьезных источников энергии и базы для создания дендерских ламп не было у египтян, то это не значит, что всего этого также не было у богов – представителей высоко развитой цивилизации, оставившей после себя массу следов на разных континентах. Напротив, уровень их развития был явно настолько высок, что создание подобных электротехнических устройств для них должно было не представлять никаких проблем. Так что мы имеем полную возможность для того, чтобы выдвинуть версию, что на стенах храма Хатхор в Дендере изображены предметы богов. А надписи рядом с этими изображениями содержат в себе некоторые знания богов по устройству или использованию соответствующих электротехнических устройств. В конце концов тексты эти до сих пор толком так и не переведены…


Косвенно, в пользу этой версии говорит и то, что изображения ламп есть не только в крипте, но и на стенах одного из основных залов храма Хатхор, а тексты присутствуют только в крипте – потайной комнате. И крипта эта была не просто скрыта от посторонних глаз, а в буквальном смысле замурована!..


Дело в том, что сама крипта находится ниже уровня пола храма. Спуститься туда сейчас можно по деревянной лестнице, но лестница эта современная. В столь важных и помпезных храмах египтяне, судя по всему, деревянных лестниц не использовали – они строили каменные лестницы. Так, скажем, в аналогичную крипту в храме Эдфу ведет вполне приличная лестница из каменных блоков. В Дендере же такой лестницы нет. Нет вообще никаких обломков или признаков того, что такая лестница там была!..


Зато есть явные признаки того, что массивные блоки пола, ранее закрывавший вход в это помещение были даже не убраны, а просто грубо выломаны. Судя по всему, крипта была не просто подземным, но и тщательно замаскированным помещением, повседневного входа в которое и не подразумевалось. И ныне туда можно попасть через узкий и очень невысокий лаз лишь на четвереньках. Изнутри же можно заметить, что область вокруг входа была кем-то тщательно заложена каменными блоками в незапамятные времена – видимо, для того, чтобы закрыть доступ непосвященных к знаниям богов.


Но когда это было сделано?..

Мы неизбежно выходим на вопрос о времени строительства храма.

Египтологи, открывшие храм, сначала отнесли его постройку к глубокой древности – аж за 15 тысяч лет до нашей эры.


Однако постепенно изучая особенности храма, его настенные изображения и иероглифы, ученые растерялись. Многие находки указывали на его более позднее строительство, а точнее на эпоху царствования династии Птолемеев и римских императоров, то есть на I век до нашей эры и даже начало нашей эры. В подтверждение этого известный исследователь Жан-Франсуа Шампольон в 1822 году объявил, что он нашел надпись в храме, которую прочитал как «автократор». Это «звание» носили только римские императоры. В результате во многих справочниках и ныне можно прочитать, что храм Хатхор в Дендере создан был лишь во времена Птолемеев.


В свое время мы просили знакомых египтологов указать источники, в которых были бы названы или описаны какие-то реальные находки (помимо упомянутой надписи), которые привязывали бы храм Дендеры именно к периоду Птолемеев. Месяц весьма добросовестных поисков закончился ничем. Точнее – констатацией того, что для подобной датировки нет абсолютно никаких объективных данных. Есть лишь просто устоявшееся мнение уважаемого авторитета…

Между тем, даже в самом первом от входа зале можно увидеть, что из под блоков пола выглядывают… цилиндрические блоки каких-то колонн. Так никто не строит. Так в древности лишь реставрировали более древние сооружения.


Ныне же египтологи вынуждены признавать, что Птолемеи были лишь одними из последних строителей. До них комплекс и сам храм многократно (!) перестраивались. Так, каменные блоки с именами великих царей Среднего и Нового царства – Аменемхета III и Тутмоса III были обнаружены в основании здания, воздвигнутого на территории комплекса в I тысячелетии до нашей эры при Птолемеях. А в текстах на стенах храма Хатхор сохранилось упоминание и о более древних временах. Согласно этим текстам, еще в XXIII веке до нашей эры фараон VI династии Пепи I расширил древнее святилище богини, в память о чем носил титул «Возлюбленный Хатхор из Дендеры». Есть и те, кто склонен относить создание храма к еще более глубоким временам – в частности, ко времени фараона IV династии Хуфу (которому египтологи приписывают создание Великой пирамиды на плато Гиза).


На мой же взгляд, история храма может быть существенно древнее. Так, на гораздо более почтенный возраст указывают, например, водостоки, которые на крыше храма выглядят просто сквозными дырками в окружающих стенах, а снаружи декорированы фигурами львов. И это – не имитация (для имитации достаточно было бы львов снаружи), а явно функциональные водостоки. Создание подобных водостоков в сухом климате Египта в этой местности во времена даже самых первых династий фараонов было абсолютно бессмысленным – здесь не было столь сильных ливней, чтобы потребовался постоянно действующий водосток. Обильные дожди закончились тут за несколько тысяч лет до фараонов. Соответствующие исследования изменений климата Египта в древние времена имеются, а их выводы достаточно широко известны…

Рис. 62. Водосток на внешней стороне стены храма Хатхор

Большинство рисунков на стенах храма имеет намного более прозаический характер, нежели рельефные изображения в крипте. Тут есть то, что похоже на описание инструкций, что и как должны делать жрецы для услужения богине, что именно и в каком порядке ей подавать, какую играть музыку (есть даже изображение нот) и так далее и тому подобное…


Инструкции эти настолько подробные, настолько детализированные, что по мере того, как их рассматриваешь, постепенно исчезает ощущение какого-то культа и, наоборот, приходит чувство полной реальности, чувство абсолютной достоверности местной легенды, которая гласит о том, что храм – это реальный дом богини Хатхор.

А Хатхор была обычной богиней-женщиной со своими страстями и предпочтениями. И со странным чувством верности одновременно двум богам – Гору и Тоту. Храм же, по легенде, был не просто ее домом – он служил и местом ее свиданий с этими богами.


И это не только внутренние ощущения – вся планировка храма полностью соответствует этой легенде о любвеобильной богине, в чем мы имели возможность убедиться сами.


Местный смотритель провел нас по лестнице, идущей по «квадратной спирали», наверх. И мы попали сначала в одно, а затем и второе помещения, которые были похожи друг на друга как близнецы-братья. Каждое из этих помещений состояло из двух комнат площадью примерно метров двадцать квадратных каждая – первую комнату отделяла от «улицы» стена с проходом и парой окон, а между первой комнатой и второй был только дверной проем. Стоя в первой комнате одного из таких помещений и ощущая прохладу полумрака среди жаркого дня, я вдруг до мозга костей осознал, что ведь все очень и очень подходит для уютного любовного гнездышка!..

Причем, именно в соответствии с легендой – для варианта двух любовников!.. Два идентичных помещения, в которых первая комната предназначается для легкого ужина (завтрака или обеда – не важно) и словесной прелюдии, вторая – спальня.


Любопытно, что именно в первой комнате одного из таких помещений на потолке находился тот самый знаменитый дендерский круг Зодиака. А во второй комнате этого же помещения стены украшены изображениями сцен из жизни, смерти и воскрешения Осириса – отца Гора!..


Когда же мы вышли на крышу храма, рухнули последние сомнения. Крыша была вовсе не просто крышей. Это была посадочная площадка для каких-то летательных аппаратов!.. В противном случае просто невозможно объяснить, зачем понадобилось делать не обычную ровную прямоугольную площадку, но и явно ее усиливать, укладывая не один, а как минимум три слоя (это только, что было видно) известняковых блоков в десятки тонн весом, и соответствующим образом увеличивая нагрузку на подпирающие колонны!..


А когда мы поднялись еще чуть выше – на крышу одного из боковых сооружений, картинка оформилась окончательно. Бог (Гор или Тот) прилетал сюда на каком-то летательном аппарате – не обязательно это была «летающая тарелка», вполне мог быть и обычный вертолет. Затем он спускался в беседку, расположенную на крыше рядом с посадочной площадкой, где мог отдохнуть после дороги в прохладной тени. А далее – следовал в одно из двух помещений для свиданий.


Если же вдруг два бога непредумышленно пересекались здесь в одно и то же время, их можно было развести разными коридорами – для этого в другом углу имеется вход во второй, «линейный» спуск вниз.


Легенда обрела полную реалистичность…


Храм Хатхор – вовсе не «молельный дом» древних египтян, а просто уютное любовное гнездышко, где Хатхор умудрялась встречаться сразу с двумя богами. И если опереться на широко известный список правителей Египта, составленный Манефоном и учитывающий периоды правления различных богов, то происходило это примерно за 9 тысяч лет до нашей эры (время правления Гора, по Манефону, 8920-8620 гг. до н.э.). Первоначальная оценка возраста храма египтологами была гораздо ближе к этой дате, нежели датировка Шампольона…


Рис. 63. На крыше храма Хатхор

Вспомним теперь о том, что богам прислуживали жрецы, для которых на этот случай имелись весьма подробные инструкции на стенах храма. Соответственно, жрецы имели возможность общаться с богами. Но не только общаться – они видели те предметы, которые имелись у этих богов. Не исключено и даже весьма вероятно, что жрецы видели эти предметы и в действии.


Более того. Согласно древним преданиям, Хатхор, Гор и Тот относились к той плеяде древних богов, которые были «цивилизаторами» и передавали людям знания в различных областях. А среди этих знаний вполне могли оказаться и какие-то сведения о функционировании и назначении «божественных» предметов.


И наконец, третий момент. Тот – это древнеегипетский бог мудрости и знаний. Он значительно выделялся из всех египетских богов своим знанием и умением. Тот был фактически своего рода «академиком» среди богов.

Создание самых сложных «божественных» предметов всегда числилось именно за ним. И этот «академик» был как раз частым посетителем храма Хатхор в Дендере.


Так что имелись все предпосылки для того, чтобы жрецы получили некоторые знания и о весьма высокотехнологичных предметах – в том числе и электротехнических. И знания эти жрецы могли сохранять на стенах храма.


Любопытно в связи с этим, что в росписях храма имеются изображения, которые напоминают обычные наши электрические лампы накаливания – гораздо более простые по устройству, нежели те, что изображены на стенах крипты.

Рис. 64. Лампы накаливания – в Дендере и современная

Стены же крипты под полом храма, конечно же, в таком случае служили жрецам для того, чтобы сохранять самое важное, самое сокровенное знание. И в связи с этим привлекает к себе внимание еще одно изображение, имеющееся здесь.

Tags: Египет, Скляров, Хатхор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments