Лана (liana_lll) wrote,
Лана
liana_lll

Categories:

Великий менат Хатхор

А.Скляров "Предметы богов и их копии"

Чуть ближе ко «входу-лазу» в крипту, непосредственно перед изображениями с «электрическими лампами» есть весьма странный, на взгляд технаря, барельеф. У египтологов он, правда, не вызывает особых вопросов. Как они полагают, это – «Великий менат» богини Хатхор, которая изображена рядом.


Рис. 65. «Великий менат» богини Хатхор на стене крипты


Менат – это женское украшение в виде бус (точнее – ожерелье в виде «пакета» из множества ниток бус) со специальным противовесом, который располагался на спине и компенсировал вес той части украшения, которая висела спереди (иногда менатом считается лишь сам противовес). Во время праздников менат использовался также в роли самозвучащего инструмента – фактически как трещотка. Изображение таких бус встречается довольно часто – и в руках, и на шее различных действующих лиц.


В данном случае «Великий менат» богини Хатхор представляет собой не ожерелье из бус, а колье-пластрон. Вдобавок, помимо колье и противовеса он, по мнению египтологов, содержит дополнительные украшения в виде четырех систр (уже упоминавшихся музыкальных инструментов), навершия рукояток которых имеют изображение лица самой богини Хатхор. Два систра дополнительно объединяет изображение лодки бога Ра (с самим богом в виде солнца).

Рис. 66. Менат и систр


Вроде бы мнение египтологов вполне логично. И почему бы действительно богине не иметь такого украшения?..

Как явно весьма не бедная представительница прекрасного пола из числа богов она вполне могла себе это позволить.


Но почему тогда изображение «Великого мената» понадобилось прятать под полом храма в узкой потайной крипте?.. Только лишь потому, что здесь будто бы хранился пусть и сделанный «из золота, эбенового дерева и всяческих драгоценных камней с ликом из бирюзы» (как якобы гласит перевод одного из текстов), но все-таки лишь некий символический макет украшения богини?..


Замечу попутно, что на всех известных изображениях богини Хатхор именно этого украшения нет вообще нигде.

Если в каких-то случаях на ней и надет действительно «классический» менат, то это – просто бусы без каких-либо дополнительных элементов в виде систр и лодки Ра. Например, именно так изображена Хатхор на фреске в гробнице Нефертари (гробница QV 66), где богиня ведет за руку эту царицу. Но чаще всего на Хатхор надето обычное колье-пластрон – также без сколь-нибудь сложных дополнительных элементов. И непосредственно рядом с «Великим менатом» в дендерской крипте богиня показана в таком «упрощенном» колье-пластроне – она сидит на изображении спиной к «Великому менату». Почему же на ней не надет «Великий менат» даже здесь?..


Это по меньшей мере странно…

Рис. 67. Хатхор ведет царицу Нефертари (фреска из гробницы QV 66)

Возникают и другие вопросы.


Почему «Великий менат» так сильно отличается от «классического»?.. Почему то, что считается изображениями систр, также заметно отличается от обычного систра?.. Вместо изогнутой дуги здесь то, что можно было бы назвать скорее изображением монументального входа в храм. Систры ли это вообще?.. И являлся ли «Великий менат» просто украшением?..


Вопросов больше, чем ответов.


Впрочем, на последний вопрос ответ как раз есть. Только дает его египетская мифология, которую историки считают обычными выдумками и фантазиями древних египтян.


Согласно представлениям египтян, «Великий менат» богини Хатхор был вовсе не просто ее украшением, а обладал «магическими» и целительными возможностями. Сотрясение его отгоняло зло и способствовало возрождению новой жизни. Будучи помещенным на тело, «Великий менат» наделял его жизненной силой и способностью к продолжению рода.


Как полагали египтяне, во время храмовой службы Ба (часть души, глубинная сущность и жизненная энергия) богини входила в это «украшение» и одушевляла его, а проявляясь в нем, даровала процветание и бессмертие.

При этом первоначально считалось, что Ба обладали только боги, а у людей ее не было. Египтяне изображали Ба в обличье птицы с человеческой головой.


Рис. 68. Душа Ба

Возьмем теперь в расчет некоторые соображения.


Во-первых, в своих экспедициях нам доводилось неоднократно сталкиваться с тем, что реальные факты подтверждают не только действительное существование древних богов (как представителей высоко развитой цивилизации), но и достоверность информации так называемых мифов, а точнее – древних легенд и преданий, которые оказываются вовсе не выдумками наших предков, а своеобразной летописью вполне реальных событий.


Во-вторых, можно по разному относиться к конкретным целителям, но сам факт возможности успешного целительства уже отрицать невозможно. Современная научная мысль постепенно (пусть медленно, но неуклонно) движется по пути признания целительства в качестве реальности.


В-третьих, конкретные методики целительства чаще всего построены на идее, что исцеление происходит в результате мобилизации прежде всего внутренних ресурсов организма самого исцеляемого. Целитель лишь стимулирует этот процесс, что достигается лучше всего просто передачей больному органу (или всему организму) образной информации о здоровом состоянии.


В-четвертых, уже экспериментально зафиксирована и подтверждена возможность передачи информации от человека к растению, равно как и проведены успешные опыты по передаче информации от здорового растения к больному (с выздоровлением последнего). Это свидетельствует о том, что целительство вовсе не сводится к эффекту плацебо или просто внушению. Как и о том, что в этом процессе нет ничего сверхъестественного.


В-пятых, для передачи информации в известных опытах всегда использовался какой-то носитель – так называемое биополе, когерентное излучение и так далее.

Рис. 69. Биополе цветка, сфотографированное методом Кирлиан

А теперь просто порассуждаем.


Если процесс целительства связан с передачей информации, для чего используется некий носитель, то ничто не запрещает создать такое техническое устройство, которое будет воздействовать на этот носитель и таким образом увеличивать интенсивность передачи и объем передаваемой информации, приводя в конечном счете к повышению эффективности целительства. В таком случае «Великий менат» вполне мог быть именно таким устройством, которое помогало богине Хатхор осуществлять процедуру исцеления и оздоровления кого-либо.


Тогда, если немного пофантазировать…


«Противовес» вполне мог быть, скажем, источником энергии (ведь любое техническое устройство нуждается в энергии для своего функционирования), а так называемые «систры», «лодка Ра» и «колье-пластрон» являться составными деталями, соединенными в единый «пакет» и обеспечивающими основной функционал целительного устройства. Как именно работало это устройство, что было носителем информации, и какова была функция конкретной составной детали, мы сейчас определить не можем. Не хватает не только исходных данных, но и наших собственных знаний.


Можно лишь предположить, что такое устройство было у египетских богов в единственном экземпляре, который находился исключительно в распоряжении Хатхор, которую вследствие этого порой именовали в древних текстах как «Великая Менат».


Утверждение же, что «Великий Менат» был сделан «из золота, эбенового дерева и всяческих драгоценных камней с ликом из бирюзы» может и не иметь никакого значения. Богатые люди могут себе позволить мобильный телефон с корпусом из золота, инкрустированного бриллиантами, но это не отменяет главного назначения такого телефона – обеспечения связи.


И последнее. Отголоски знаний о функциональном назначении данного «украшения» богини Хатхор прослеживаются в традиции древних египтян носить амулеты с аналогичным названием. Этот амулет использовался, как минимум, уже во времена царствования VI династии. Часто его держали в руке, но иногда надевали на шею. Считалось, что этот амулет приносит своему владельцу радость и здоровье и обладает магической силой. Он был олицетворением всего, что питает и укрепляет, а также символизировал мужские и женские половые органы, которые в мистическом смысле сливались в нем воедино.


Пакетные соединения источников


Если бы не древние предания, упоминающие целительские свойства «Великого мената» богини Хатхор, то его изображение на стене в дендерской крипте можно было бы принять также за условную схему какого-то электротехнического устройства, в котором отдельные части соединяются электрическими проводами, а «систры» с лицом богини соединены в «пакет», аналогичный батарее источников питания.


Изображения, чем-то напоминающие батареи источников питания, встречаются также и в других местах в Египте. Например, на стенах в храме Сети I в Абидосе. Здесь можно выделить два весьма любопытных изображения с такими «батареями».


Одно из этих изображений – барельеф на стене в боковом коридоре, где помимо сюжетных рисунков располагается знаменитый «список царей» в виде рядов картушей с именами фараонов, правивших в разное время Египтом. На интересующем нас рисунке фараон держит в руках «пакет» из четырех сосудов на какой-то подставке, а из сосудов вверх тянутся зигзагообразные «провода». К сожалению, изображение повреждено, и осталось лишь три сосуда, но четвертый вполне угадывается и сейчас.


Рис. 70. Батарея из четырех источников питания в руках фараона

Египтологи полагают, что зигзагообразные линии египтяне использовали для того, чтобы изобразить воду или какую-либо иную жидкость. Так эти линии обычно и трактуются.


Однако и вода, и другие жидкости не могут вытекать из сосуда вверх – гравитация и законы физики не позволяют. Древние египтяне хоть и не знали ничего про гравитацию и физические законы, прекрасно понимали, что жидкость может течь только вниз. И поэтому на рисунках, где изображены именно сосуды с водой (вином или пивом), линии, исходящие из сосудов, устремляются как раз вниз, а не вверх. Мог присутствовать лишь небольшой горизонтальный участок исходящей струи, иллюстрирующий то, что жидкость вытекала из носика или узкого отверстия в сосуде (что как раз законами физики не отвергается).

Рис. 71. Жидкость вытекает из сосуда вниз (Эдфу, Египет)

Но тогда почему «струи» воды или какой-то иной жидкости из сосудов в руках фараона на изображении в Абидосе устремляются вверх?..


Поскольку у нас нет никаких оснований предполагать, что фараоны в Древнем Египте обладали возможностями или устройствами, приводящими к появлению антигравитации, то придется признать, что на этом изображении зигзагообразными линиями показаны вовсе не струи какой-либо жидкости…


Аналогичное «аномальное» расположение «струй» можно видеть на раскрашенном барельефе в Абидосе, где пакет из трех сосудов держит в руках уже не фараон, а бог Гор с головой сокола.


Рис. 72. Батарея из трех источников в руках бога Гора

Конечно, для бога, который обладал бы сверхъестественными способностями, можно было бы допустить подобную аномалию в расположении струй жидкости. Для сверхъестественности можно допустить вообще все, что угодно. Однако древние боги, как показывают вполне материальные следы их присутствия, были представителями хоть и очень развитой, но все-таки обычной цивилизации, в которой ничего сверхъестественного не было.


Впрочем, высоко развитая цивилизация вполне могла освоить и антигравитацию – физика этого отнюдь не запрещает. Только зачем бы этой цивилизации понадобились подобные, хоть и впечатляющие, но в принципе бесполезные демонстрационные опыты с водой – не ясно. Разве что продемонстрировать «чудеса» древним египтянам и лишний раз подтвердить свою «божественность»…


Но в данном случае мы можем обойтись и без столь еще экзотического для нас варианта. Достаточно лишь предположить, что зигзагообразные линии изображают вовсе не воду или какую-нибудь другую жидкость. Это могут быть, например, провода, тогда получим какое-то электрическое устройство – и в этом случае возможно, что сосуды являются электрическими источниками питания. Хотя в данном случае, скорее всего, речь должна идти о чем-то другом.


Дело в том, что, анализируя изображение с богом Гором, даже египтологи уходят от версии воды – зигзагообразные линии в данном случае трактуются как потоки жизненной энергии. Непосредственно в изображении это подчеркивается тем, что из среднего сосуда выходит не зигзагообразная линия, а цепочка из двух чередующихся элементов под названиями «анкх» и «уас», связанными с такой энергией. Что именно это была за энергия, увы, остается пока строить лишь сугубо теоретические предположения, которые не представляется возможным проверить…


Можно остановиться лишь еще на одном моменте.


Струя воды – это поток. Сосуд является источником этого потока. Поток воды может устремляться только вниз, а поток энергии (или «жизненной силы») может выходить из источника и вверх. Так что никаких противоречий в таком сочетании разных элементов изображения и их смысловом наполнении нет. Древние египтяне видели некое пакетное соединение источников какой-то энергии. Не зная устройства этих источников, они отобразили это как могли – в доступных и понятных им образах.


Tags: Египет, Сила звука, Хатхор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments