Лана (liana_lll) wrote,
Лана
liana_lll

Categories:

Личность Хатхор

Хатхор

Hathor.svg
Хатор
Богиня радости, женственности, красоты, материнства, музыки, танцев, чужих земель, плодородия, жизни, ночного неба и звёзд, покровительница рудников и рудокопов, лесов, Млечного Пути, защитница людей в пустыне, покровительница фараонов
Мифология: Древний Египет
Пол: женский
Отец: Ра, Птах


Хатор/Гатор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты, плодородия, веселья и танцев. Также была супругой Гора. Первоначально считалась дочерью Ра. Термин Хатор — греческий, египетское имя этой богини — Херу. Иногда упоминается под именем Атор[1][нет в источнике]. В позднее время древнеегипетской истории Хатхор отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с месопотамской Иштар, греческой Афродитой и римской Венерой.

В древнейшие время Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. По сути она была отожествлением Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён по крайней мере II династии. Впрочем, целый ряд свидетельств указывает на то, что этот культ существовал уже при Царе Скорпионе.

Как отмечают, происхождение её культа восходит к древнейшему культу матери — прародительницы мира, еще времен матриархата. В тотемическую эпоху произошло слияние двух культов — Матери всего сущего и коровы, образовался культ Хатхор. Тема Матери мироздания, представления о том, что мир рожден божественной коровой были одними из ведущих в древнеегипетской мифологии[2].

Бат

Богиня Бат. Каирский египетский музей.

Существует предположение, что слово «бат» могло быть связано со словом «ба» к которому был прибавлен суффикс «т».
Ба человека соответствует мужскому или женскому роду и часто переводится как «душа». Это слово можно также перевести как «власть» или «бог».

Богиню Бат очень редко изображали на фресках и в скульптуре. Одним из известных примеров была палетка Нармера, в верхней части которой изображены головы богини с ярковыраженными чертами коровы. В других случаях она была изображена в виде небесной коровы которую окружали звёзды или как женщина. Чаще всего Бат изображали на амулетах в виде женской головы с коровьими ушами и рогами закручивающимися внутрь, как у самых первых, одомашненных египтянами видов крупного рогатого скота. Современем Бат стали отождествлять с систром, а центр её культа был известен как «Дворец систра».[2] Систр это музыкальный инструмент, по внешнему виду напоминавший анх,[3] который был одним из наиболее часто используемых священных инструментов в храмах Древнего Египта. На некоторых музыкальных инструментах были изображения Бат в которых её голова и шея выполняли роль стилизованной ручки и основания, а между рогами крепилась погремушка. Её образ повторялся с двух сторон, об этом есть упоминания в Текстах пирамид:

« Я восхваляема; я величественна; я Бат с двумя лицами; я та, кто спаслась и я спасла саму себя от всего зла.[4] »

С возвышением культа Ра Хатхор стала считаться его дочерью, солнечным Оком, тождественным дочерям Ра Сехмет и Тефнут, что вызвало и недолгое время поклонения ей в образе львицы. В этом качестве Хатхор занимает место центрального образа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока (Тефнут-Хатор) из Нубии, а также об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра его Оком (львиноголовой Сехмет-Хатор).

Сехмет, Сахмет, Сохмет («могучая») — богиня-покровительница Мемфиса, супруга Птаха; богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю.

Sekhmet.svg
Центры культа Мемфис, Леталополь, Фивы, Бубастис, Эсна, Сафт-эль-Хеннех
Функции богиня войны, палящего солнца, медицины и волшебства, покровительница врачей и фараона, хранительница мира и защитница людей.
Воплощения Львица и другие кошачьи
Атрибуты Анх, Солнечный диск, Скипетр из папируса


Сехмет считалась истребительницей врагов богов. В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни».

Известная нам по гробницам Сети I и Рамсеса III «Книга Небесной Коровы» приводит изображение священной коровы (с божествами Хех, поддерживающими её) и миф об истреблении непокорного человечества, в котором Сехмет-Хатор выступает как карающее за грехи «Око Ра» и отказывается прекратить уничтожение людей даже после того, как бог Солнца смилостивился над ними. Чтобы остановить бойню, Ра пошёл на хитрость (в некоторых вариантах — по подсказке бога мудрости Тота): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое было подмешано вещество «диди» (порошок гематита, вариант — гранатовый сок), чтобы сделать его алым, как кровь. Увидев это озеро, яростная львица приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. В итоге, она настолько опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред, в итоге вновь обретя образ прекрасной Хатхор.

Итак.

Хаткор (Бат, Сехмет)- богиня женского пола, жена Гора, но неверная, так как одновременно любовница бога Тота.


Имеет амулет, обладающий целительными и магическими свойствами, судя по всему сделанный Тотом.

Во дворце Хатхор мы видим колонны с двумя ее лицами по бокам, что роднит ее с Бат, помимо коровьих рогов:





Также является тем самым "Оком Гора".




А еше нам в ее храме попадается зеркало, с этим оком.



Что роднит ее уже с Иштар.
Как Сехмет имеет титул "Владычица пустыни", и является мстительницей врагам богов, любящей человеческую кровь.
Утверждает как Бат, что спасла саму себя от всего зла.
Попутно отмечу, что корова -это телец женского пола.

Tags: Египет, Иштар, Хатхор
Subscribe

Posts from This Journal “Иштар” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments