Лана (liana_lll) wrote,
Лана
liana_lll

Category:

Ветхозаветная Скиния. Часть 3.

Оригинал взят у vedaveta в Ветхозаветная Скиния. Часть 3.




Продолжение, начало здесь и ссылке здесь.


10. "В СТОЛПЕ ОГНЕННОМ"

В Торе описано множество чудес. Одно из них непосредственно связано с электрическим свойством скинии.
Речь идет о том, что "Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы итти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа" (Исх. 13, 21 - 22). Так впервые в Библии упоминается этот, как видим, действительно, чудесный способ, с помощью которого Бог вел избранный народ из Египта в обетованную землю. И подобные упоминания этих "столпов" в Библии встречаются еще не раз.
Поскольку природа облачных и огненных столпов может зависеть от места наблюдения этих явлений, то рассматривать те из них, которые были при переходе через море и продвижении к горе Синай (Хорив) не будем - рассмотрим их только в связи со скинией (то есть только после ее постройки).
"Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию... И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу" (Исх. 33, 9 -11).
В скинии утром и вечером на золотом жертвеннике воскуряли благовония. Они-то и могли давать дым, появляющийся у входа в скинию (других отверстий в конструкции скинии не было). Моисей входил в скинию, неся отдельно угли и благовония (то есть совершенно не производя дыма), и через небольшой промежуток времени "спускался столп облачный и становился у входа в скинию". И это, действительно, "видел весь народ".
"И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое. Если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось. Ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их" (Исх. 40, 34 - 38).
Из приведенного отрывка отлично видно, что "слава Господня" - это свечение, огонь (первое-второе и пятое предложения в Исх. 40, 34 - 38 параллельно, разными словами описывают одно и то же).
"В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. Так было и всегда: облако покрывало ее днем, и подобие огня ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь, и на месте, где останавливалось облако, там останавливались станом сыны Израилевы. По повелению Господню отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господню останавливались: во все то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли; и если облако долгое время было над скиниею, то и сыны Израилевы следовали этому указанию Господа и не отправлялись. Иногда же облако немного времени было над скиниею: они по указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь. Иногда облако стояло только от вечера до утра, и поутру поднималось облако, тогда и они отправлялись; или день и ночь стояло облако, и когда поднималось, и они тогда отправлялись. Или, если два дня, или месяц, или несколько дней стояло облако над скиниею, то и сыны Израилевы стояли и не отправлялись в путь; а когда оно поднималось, тогда отправлялись. По указанию Господню останавливались, и по указанию Господню отправлялись в путь: следовали указанию Господню по повелению Господню, данному чрез Моисея" (Числ. 9, 15 - 23).


11. БРИТЬСЯ И МЫТЬСЯ

Среди правил поведения священников, связанных с проведением службы в скинии, имеются и, так сказать, гигиенические: требование брить "бритвою все тело свое" (Числ. 8, 7), омывать, причем под страхом смерти, "руки свои и ноги свои" перед входом в скинию и перед жертвоприношением (Исх. 30, 18 - 21) и "тело свое водою" (Лев. 16, 4), а также одевать льняную одежду перед тем, как войти в скинию, и одежда эта перечисляется подробно, с головы до пят: "священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает" (Лев. 16, 4).
Электрическая искра ("огонь от Господа") возникает между двумя объектами, несущими разнородный электрический заряд. Чтобы священник, приближающийся к заряженной скинии, не пострадал от "огня от Господа" (даже без прикосновения к металлическим частям скинии), он не должен нести на себе заряд. А последний может накопиться на теле в результате трения, например, шерсти о лен. Причем шерстью для льна может служить и естественный волосяной покров тела священника. Бритое же тело, трущееся о лен одежды, не создает электрического заряда. Льняная одежда, в том числе и в силу этого, до сих пор считается самой экологичной.
Заключительная процедура - омывание водой - снимает случайно накопившийся электрический заряд: вода просто напросто воспринимает его на себя, унося с тела. Причем поскольку "умывальник медный для омовения и подножие его медное" (Исх. 30, 18), то уже одно только прикосновение руками к заземленному токопроводящему умывальнику и босыми ногами к такому же подножию должно было бы разряжать тело.
"И омывали из него Моисей и Аарон и сыны его руки свои и ноги свои; когда они входили в скинию и подходили к жертвеннику, тогда омывались" (Исх. 40, 31 - 32).

12. ОДЕЖДА ИЗ ЛЬНА И ШЕРСТИ

Странное, на первый взгляд, требование Библии "в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся" (Лев. 19, 19) с точки зрения учета электростатики приобретает определенный смысл. Это, прежде всего, должно было бы препятствовать генерированию статического электричества на человеческом теле с тем, чтобы не допустить притягивания к нему опасного заряда со скинии. Казалось бы, подобное правило должно касаться только священников и левитов, то есть единственно тех, кто имеет право непосредственного контакта со скинией. Однако, в том-то и дело, что запрет носить одновременно шерсть и лен дан Богом не священникам и левитам, а как раз "всему обществу сынов Израилевых" (Лев. 19, 2).
В связи с этим представляется очевидным, что данное правило техники безопасности было разработано Моисеем не для того, чтобы оградить сограждан от возможного поражения огнем от Господа (все равно они к скинии не допускались), а для того только, чтобы у них не возникло прозрение о природе как славы Господней (свечения скинии), так и огня от Господа.
Каждый современный человек время от времени сталкивается с электризацией своей одежды, которая проявляется слабым потрескиванием, а в темноте еще и свечением в виде сполохов. Обычно это происходит во время одевания-раздевания, когда части одежды наиболее интенсивно трутся друг о друга и о тело. Не только ветхозаветные шерсть и лен, но также искусственные волокна, о которых великий пророк ничего не написал, подвержены электризации.
В те времена, когда народ в подавляющей своей массе был тёмен, не надо было быть выдающимся пророком, чтобы предвидеть, что даже слабое электрическое свечение обычной одежды может просветить и посеять в этой темной среде соплеменников сомнение в могуществе вождя, единственного, кто умеет разговаривать с Богом, порождающим подобное же свечение самой скинии.
О том, что рассматриваемое правило предназначалось только для простого народа, говорит и тот факт, что одежда именно священников, главным образом, первосвященника, не только могла, но и должна была содержать запретное сочетание материалов: шерсть и лен (иначе называемый в Библии "виссон", что означает высококачественный, очень тонкий лен).
Вот набор священной одежды главного священника "для славы и благолепия" (Исх. 28, 2), то есть для торжественных выходов: "наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс" (Исх. 28, 4). Использовать сочетание шерсти и льна необходимо было при изготовлении ефода (имеет вид жилета 4 ), пояса и наперсника (то есть нагрудника) (Исх. 28: 6, 8, 15). И лишь хитон (нижняя одежда) и кидар (головной убор) должны были быть из одного льна (Исх. 28, 39), да еще так называемое "нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней", упомянутое отдельно (Исх. 28, 42). Между прочим, только эти элементы одежды и соприкасаются с телом. О верхней ризе сказано лишь то, что ее надо сделать "всю голубого цвета" (Исх. 28, 31). Но голубой цвет ранее указывается только для шерсти, которая должна была быть также пурпуровой и червленой (Исх. 28, 5), а о цвете виссона ничего не говорится, очевидно, потому, что лен бесцветный (белого цвета). Отсюда можно сделать вполне обоснованное заключение, что риза изготавливалась только из шерсти (голубого цвета). Таким образом, первосвященник (первым был Аарон) облекался последовательно в льняное нижнее платье, льняной хитон, шерстяную (предположительно) ризу, шерстяной со льном ефод и такие же наперсник и пояс, а на голову надевал льняной кидар (Исх. 29: 5, 6). Простые же священники (сыны Аарона) должны были обходиться нижним платьем, хитоном, поясом и головной повязкой (Исх. 28: 40, 42; 39, 27 - 28). Их одежда вся льняная (Исх. 28: 39, 42; 39, 27 - 28), за исключением пояса, который был "из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, узорчатой работы" (Исх. 39, 29, а также: 28, 39). Об "узорчатой работе" пояса первосвященника сказано особо, что он был "из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона" (Исх. 28, 8). В поясе же простых священников, заметим, золото отсутствует (Исх. 39, 29).
Да, имеется еще одна особенность одежды первосвященника, которой следует уделить пристальное внимание: наличие элементов из золота, а также драгоценных камней. Из золота сделана, говоря современным языком, фурнитура, удерживающая наперсник на ефоде ("нарамник" 5 , цепочки, "гнезда" и кольца для цепочек), оправа камней, колокольчики ("позвонки") на подоле верхней ризы и полированная золотая дощечка с надписью "Святыня Господня" на головном уборе (Исх. 28: 7, 20, 22 - 28, 33, 36 - 37). Кроме того, золото входит в состав ефода, пояса и наперсника, то есть как раз тех предметов одежды, в которых сочетаются шерсть и лен (Исх. 28: 6, 8, 15). Так и написано, что для изготовления этой одежды "возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона" (Исх. 28, 5). То есть золото как бы входит в состав ткани. Иначе говоря, золото здесь используется в виде нитей, вплетенных в ткань. "И разбили они золото в листы и вытянули нити, чтобы воткать их между голубыми, пурпуровыми, червлеными и виссонными нитями, искусною работою" (Исх. 39, 3).
Посмотрим, для верности, что об этом сообщает Иосиф Флавий - так ли было сделано в реальности, как написано в Библии? Ведь иудейский историк своими глазами мог видеть одежду первосвященника в храме Иерусалима до его разрушения римлянами в 70 г. н. э., и, судя по подробностям, приведенным им в "Иудейских древностях", так оно и есть. Вообще же, каждый иудей того времени просто не мог не посещать храм в Иерусалиме, хотя бы по праздникам.
Ефод "состоит из вытканной разноцветными с золотом узорами материи" (ИД, III, 7, 5). То же сказано и о наперснике (ИД, III, 7, 5). О поясе говорится особенно подробно. "В этот пояс вотканы еще золотые узоры" (ИД, III, 7, 4) и он "был так тонко выткан, что казался сделанным из кожи змеи" (ИД, III, 7, 2). Обратим внимание вместе с наблюдательным Иосифом Флавием еще и на то, что, оборачиваясь вокруг груди, пояс этот "спускался... до низа ног" (ИД, III, 7, 2).
Облачение первосвященника (художник не учел описание Иосифа Флавия: пояс - до низа ног, хитон стяжной сидит очень плотно на теле, в частности, рукава не должны болтаться) http://azbuka-h.com/new/p/pervosvyashchennik.html.



Весьма необычный пояс! При всех тех сложных манипуляциях, которые священник должен был бы ежедневно выполнять с жертвенными животными и с огнем, столь длинный пояс - явная помеха. Как бы отвечая на это естественное недоумение своих читателей, историк уточняет, что во время жертвоприношений священник закидывал оба конца пояса себе на левое плечо (ИД, III, 7, 2). К поясу мы еще вернемся, - он того стоит. А пока перейдем к камням - они стоят и того больше, и в прямом, и в переносном смыслах.


13. КАМНИ НАПЕРСНИКА

Что касается драгоценных камней одеяния первосвященника, то по одному ониксу было на двух нарамниках (застежки на плечах, "на обоих раменах") и двенадцать камней (в четыре ряда по три в ряду) на наперснике: рубин, топаз и изумруд; карбункул, сапфир и алмаз; яхонт, агат и аметист, хрисолит, оникс и яспис (Исх. 28: 9, 12, 17 - 21). Иосиф Флавий в каждой из двух книг дает несколько иные списки камней наперсника.
Это разночтение может быть связано как с переводом с иврита специфических терминов, выполненым впервые через тысячу лет после написания оригинала (септуагинта), как и тем, что ко времени жизни Иосифа Флавия храм был неоднократно ограблен, и Иосиф своими глазами видел уже совсем не те камни, которые выбрал Моисей. Кроме того, в старину названия камням давали, точно, не по их химическому составу, а, в основном, по внешнему виду, а камни разного состава могут иметь одинаковый вид.
Можно только предположить, что для священного предмета отбирались наиболее яркие камни. Впрочем, для нашего исследования цвет камней не имеет никакого значения, поскольку во главу угла Моисей ставил совсем другое свойство самоцветов, о котором в Библии ничего не написано, но о котором сообщает дотошный Иосиф Флавий.
Наперсник (http://www.thebingoexpert.com/wp-admin/seven-branch-menorah-meaning).



Иосиф Флавий отмечает удивительное, как бы сказочное явление: во время богослужений камни иногда светились ("начинали так сильно блистать и сверкать"), таким оригинальным способом сообщая первосвященнику и всем, кто мог это видеть (а это происходило как раз при стечении народа) волю Бога (ИД, III, 8, 9). Тут же писатель приводит в свидетели греков, которые "не могут отрицать этот факт и называют нагрудник первосвященника оракулом".
Косвенное указание на свечение камней наперсника в Библии все же есть. Это - само название наперсника. Слово, переведенное как "наперсник" (нагрудник, то есть находящийся на груди), имеет значения: "сияющий", "излучающий", "светоносный". В классическом переводе Торы на русский язык это слово вообще оставлено без перевода: "хошен".
Иосиф Флавий сам этого свечения не видел, так как сообщает, что последний раз подобное явление происходило за двести лет до написания им книги (ИД, III, 8, 9), то есть примерно в 100 г. до н. э.
А что же произошло в 100 г. до н. э. с евреями, что Бог отступил от своего избранного народа и перестал проявлять свидетельство своего присутствия?
Даже после разрушения первого храма (587 г. до н. э.), даже после вавилонского плена (538 г. до н. э.), даже после завоевания Иудеи Александром Македонским (332 г. до н. э.) в религиозные дела евреев никто не вмешивался - плати налоги и молись спокойно: первосвященники назначались из рода Аарона, согласно Торе (например, Исх. 29, 29). Даже в правление греко-сирийцев Селевкидов (с 198 - 190 г. до н. э.), когда первосвященников назначали греки, и то они выбирались в основном из ааронидов (рода Садока). Но когда произошло победоносное восстанием под руководством Маккавеев (166 - 142 г. до н. э.), те первым делом присвоили себе власть первосвященников (с 161 г. до н. э. Ионатан). Таким образом, династия Аарона была прервана навсегда.
Как видим, год, в который прекратилось свечение камней наперсника, (примерно 100 г. до н. э.) приходится на самую середину царствования Хасмонеев.
Последний первосвященник из рода Садока, тоже назначенный, между прочим, правителем империи Селевкидов (Элиаким, принявший греческое имя Алким) умер в 159 г. до н. э.
Поэтому-то, как видим, именно во времена возрожденной еврейской государственности (то есть в отсутствие внешнего принуждения), но без восстановления в правах потомков Давида (согласно многочисленным пророчествам Библии) и, по крайней мере, потомков Аарона, присутствие Бога в форме свечения камней наперсника и должно было прекратиться не только по технической причине (нарушение династии первосвященников), но также и по духовной (нарушение пророчеств).
Что говорит о свечении самоцветов современная наука?
Свечение минералов сегодня хорошо известно не только в науке, но широко используется в производстве и быту, и на современном научном языке называется люминесценцией. Люминесценция может быть вызвана следующими источниками возбуждения: светом, потоком электронов, радиоактивным излучением, рентгеновскими лучами, электрическим полем (электролюминесценция), механическим воздействием, химической реакцией и другими. Для современной науки открыта была электролюминесценция в 1923 г. российским физиком Олегом Владимировичем Лосевым (1903 - 1942).
Поскольку в скинии, как мы выяснили, использовалось электричество, и оно, как мы увидим далее по некоторым признакам, продолжало использоваться и в храме, поэтому единственным "подозреваемым" в люминесценции камней может быть признано здесь только оно, учитывая и то, что остальные источники люминесценции либо явно фантастичны для того времени, либо просто не могли быть реализованы для свечения камней наперсника в тех условиях, при которых она должна была проявляться.
Прежде всего, надо выяснить, способны ли были люминесцировать именно те камни, которые перечислены в Библии.
В современных справочниках по драгоценным камням кроме обычных, так сказать, потребительских, характеристик самоцветов (химический состав, примеси, оптические свойства, твердость, плотность, цвет и др.) приводятся данные и по люминесценции, но только под действием ультрафиолета и рентгеновского излучения. Из примерно 3000 известных минералов люминесцировать могут порядка 500. Способность минералов люминесцировать используется в геммологии (науке о драгоценных камнях) и ювелирном деле с тем, чтобы отличить природные камни от имитаций и подделок: цвет свечения зависит от состава мельчайших примесей (то есть, фактически, от месторождения). Используют люминесценцию и, например, при добыче алмазов (под действием ультрафиолета алмазы светятся в дробленой породе).
Ультрафиолет - наиболее удобный и доступный метод, так как действует на расстоянии (без контакта), на большой площади и во всем объеме кристалла. Именно его используют на практике, поэтому по другим способам возбуждения люминесценции в драгоценных камнях, в частности, электролюминесценции, сведения в литературе отрывочные. Что касается интересующих нас камней, то найдено сообщение лишь о электролюминесценции алмаза: цвет свечения голубой и фиолетовый при постоянном токе до 10 мА и напряжении 22 В.
Учитывая, что природа люминесценции не зависит от источника возбуждения, то за отсутствием сведений по электролюминесценции, приведем данные по люминесценции под действием ультрафиолета. Итак, из камней наперсника в ультрафиолетовом свете люминесцируют: рубин, топаз, изумруд, сапфир, алмаз, яхонт (рубин), агат, аметист, оникс. К не обладающим люминесценцией можно отнести: карбункул (гранат), хризолит (слабая люминесценция) и яспис-яшма (не найдено сведений).
У некоторых камней люминесценция четкая, сильная, у некоторых (аметист) слабая, не всегда проявляющаяся. А, например, у сапфира она обычно отсутствует, но иногда - четкая. Подчеркнем это: разные экземпляры одного названия могут по-разному реагировать на возбуждение в них люминесценции.
В связи с этим, заметим, что у Моисея был большой выбор камней, чтобы найти те, которые обладали наибольшей люминесценцией (напомним, даже среди тех, которые "обычно" не люминесцируют можно найти люминесцирующие): "Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось" (Исх. 36, 7).
Все же вызывает большое сомнение то, что могла светиться хоть и подавляющая, но лишь часть камней наперсника. Каждый из двенадцати камней символизировал отдельное колено Израилеево - их имена были вырезаны на камнях (Исх. 28, 21). Кроме того, согласно еврейской традиции, считается, что камни не просто светились, а светились отдельные буквы, из коих складывались слова ответа Бога людям. Получается, соответственно этому, что только часть колен Израилевых время от времени одобряется Богом, получает "милостивое... покровительство Господа Бога" (ИД, III, 8, 9), а остальные - вообще никогда. Или - что часть букв не используется. Поскольку такое невозможно в принципе, то надо искать этой парадоксальной ситуации какое-то объяснение.
Мы уже обратили внимание, что названия камней, приведенные в Библии, отличаются от тех, что даны у Иосифа Флавия. А что, если не точен ни один из этих списков?
Дело в том, что в библейские времена названия драгоценным камням давались главным образом по их цвету. Поэтому, например, в древности сапфирами, называли все синие прозрачные самоцветы (сапфир - от греческого слова "сапфейрос", что значит синий), а рубинами - красные (греч. "рубер" - красный). Карбункулами (от лат. carbunculus - уголёк) в старину называли драгоценные камни, сверкающие как уголёк в золе, то есть красного цвета: не только рубин, но и красные гранат, шпинель и топаз. Смарагдом, который Иосиф Флавий поставил на место библейского изумруда, в античные времена называли зеленые камни: изумруд, зеленый гиацинт, яшму, малахит, зеленый мрамор, зеленоватый алебастр, серпентин и даже зеленое стекло. На Руси до середины XVI в. между красными рубином и гранатом не делали разницы, называя их яхонтами. "Яхонтом лазоревым" был сапфир... А яшмами в древности называли пестрые камни.
Несомненно, кроме цвета учитывались и некоторые другие свойства, например, прозрачность, твердость. Но, уж точно, не химический состав. А он-то и определяет тип камня и, главное, его свойства, в том числе и люминесценцию.
По внешнему же виду многие камни разной природы похожи друг на друга. Например, флюорит издавна был имитатором почти любого драгоценного камня. Кстати, ему-то как раз присуща электролюминесценция, у него первого она и была открыта.
В общем, переводы с древнееврейского таких специфических слов, как названия камней, не дают "полного тождества их с понятиями древнего времени". Так подытоживает Еврейская энциклопедия анализ восьми самых древних источников, где перечислены камни наперсника.
В любом случае, какие бы варианты не рассматривать, в большинстве своем люминесцировать камни наперсника могли. А коль в распоряжении того, кто носил эти камни, было электричество, то это была именно электролюминесценция.
Кстати, с учетом того, что камни люминесцировали под действием электричества, появляется дополнительный критерий для уточнения их названий.
Теперь вернемся к одежде первосвященника и посмотрим, что она представляла собой, как техническое устройство. Ведь электролюминесценция камней - процесс явно технический, рукотворный, так как свечение камней само по себе в природе не происходит - только с участием человека.
С позиции электрического воздействия золотые нити - это великолепный проводник электричества. Присутствие их в ткани обеспечивает электропроводимость ткани и одежды, изготовленной из нее. Благодаря электропроводимости одежды, с одной стороны, электричество, образующееся при трении шерсти о лен, может удаляться с одежды первосвященника, а с другой, наоборот, электричество, образующееся в доме Божием (скинии, храме) может поступать на нее.
В обоих случаях "электропроводом", соединяющим одежду с внешним источником или приемником, может служить длинный пояс, о котором Иосиф Флавий написал, что он "спускался... до низа ног" (ИД, III, 7, 2). И во время жертвоприношений священник закидывал оба конца пояса себе на левое плечо.
Рассмотрим обе эти возможности.
Чтобы гарантированно получать требуемый "ответ" от Бога в виде свечения камней наперсника, электрический заряд, его вызывающий, во-первых, не должен был возникать самопроизвольно (от трения шерсти и льна), во-вторых, если бы он возникал, то должен был отводиться на "землю", и в-третьих, в требуемый момент получения "ответа" от Бога должна была иметься возможность подводить заряд на наперсник к камням.
Все эти три требования успеха богослужения, согласно Библии, вполне выполнимы.
Во-первых, напомним, что льняной хитон назван в Библии стяжным. Что это значит, поясняет Иосиф Флавий: "Эта одежда представляла из себя плотно прилегавший к телу и доходивший до конца ног хитон с узкими, облегавшими руки рукавами. Его стягивали под грудью поясом..." (ИД, III, 7, 2). Так же плотно, дословно "крепко", сидел и головной убор (ИД, III, 7, 3). Ефод тоже "прикреплен совершенно плотно и не может сдвигаться с места" (ИД, III, 7, 5), для чего служил и "пояс ефода, который поверх его" (Исх. 39, 5).
Таким образом, при плотно стянутой одежде трение шерсти о лен исключалось. Но, паче чаяния, в распоряжении первосвященника был длинный, свисающий обоими концами до земли ("до низа ног") металлизированный пояс, к тому же, согласно ценному свидетельству Иосифа Флавия, оканчивающийся "кистями, состоящими из цельных золотых трубочек" (ИД, III, 7, 5).
Концом пояса, как раз этими золотыми трубочками, можно было периодически, как бы случайно, то есть не вызывая подозрений окружающих, прикасаться к заземленным металлическим частям святилища, коих было кругом в избытке: это и основные предметы (жертвенники, стол, светильник), и их носильные шесты - все покрытые золотом и медью, и многочисленные золотые и медные предметы ритуальной посуды, а в скинии - золоченый каркас и массивные серебряные подножия.
Когда же требовалось, наоборот, подать заряд на камни, то первосвященник мог прикасаться поясом к тем частям святилища, которые были предварительно заряжены и изолированы от земли. Не исключено, что в святилище был и специальный "рубильник", который находился в надежных руках какого-либо помощника. Таким помощником, еще в скинии, при Моисее, вполне мог быть, например, Иисус Навин, о котором так прямо и сказано, что он был "служителем" Моисея (Исх. 24, 13; 33, 11; Числ. 11, 28), "один из избранных его" (Числ. 11, 28) и "не отлучался от скинии" (Исх. 33, 11).
Напомним, что в скинии для "сбора" электричества из атмосферы могли использоваться столбы ограды, коих было 60. В храме Соломона два медных столба высотой 12 м были установлены в притворе (3 Цар. 7, 15 - 21). А крыша дополнительно "была снабжена золотыми заостренными спицами" (ИВ, V, 5, 6).
С точки зрения отношения к электричеству, плотно облегающий льняной хитон можно рассматривать как электрический изолятор. Правда, он для этого обязательно должен был быть сухим. Вот еще одна причина, по которой перед богослужением священнику необходимо было мыться: смыть с себя пот.
Прошитый золотыми нитями ("с преобладанием золота", - ИВ, V, 5, 7) ефод и плотно прилегающий к нему такой же наперсник способны были отлично передавать электрический заряд на камни, золотые оправы которых своими частями проникали в ткань наперсника. Об этой особенности оправ упоминает весьма внимательный к мелочам Иосиф Флавий (ИД, III, 7, 5). А электропроводный пояс как раз плотно обматывался вокруг низа ефода, о чем уже говорилось выше (Исх. 39, 5; ИД, III, 7, 5).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы знаем, что за 1300 лет до н. э. производился электрический заряд. Эта техническая сторона очень интересна, но не более, и касается лишь истории физики, начало которой следует отнести на тысячи лет назад...
Куда важнее для нас, что Моисей, благодаря своему знанию о Боге, как поле сил, объединил вокруг этого знания народ, фактически создав его этим. И поскольку знание о таком Боге было изначально научным, соответствующем истине, то и народ, впитавший это знание, идёт по правильному пути, и особенно успешен именно в научных областях деятельности. Из истинности такого Бога следует и абсолютная уверенность Торы, и даже Нового Завета, что к Богу Израиля придут все народы: в Танахе (Ветхом Завете) об этом сказано 23 раза, в Новом Завете - 9.
Моисей не скрывал своего знания, но облёк его в религиозные формы. Как известно, он желал, чтобы каждый был пророком ("о, если бы все в народе Господнем были пророками" Числ. 11. 29) и чтобы евреи стали "царством священников и народом святым" (Исх. 19, 6), то есть теми, кто просвещает других, таким же, каким был он сам.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Не правда ли, напоминает чудо "самовозгорания" благодатного огня? Этот чисто логический вывод, как оказалось, совсем недавно был подтвержден научными исследованиями российских физиков. Дважды в Храме Гроба Господня с помощью грозоотметчика был зафиксирован слабый электрический разряд за пару минут до того, как благодатный огонь был передан из Кувуклии (закрытой от посторонних глаз часовни внутри храма, где загорается чудесный огонь). Оба раза измерения проводились скрытно, под видом киносъемки: в 2008 г. - сотрудником РНЦ "Курчатовский институт" Андреем Волковым ("Томский вестник", ?44, 18.03.2009; "Аргументы и факты", 01.07.2009); в 2009 г. - по инициативе экспертной группы по описанию чудесных событий в Русской Православной Церкви под председательством профессора литологии Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, академика РАЕН П.В. Флоренского (интервью П.В. Флоренского от 30.03.2010 на сайте Императорского Православного Палестинского Общества: http://www.ippo.ru/novosti-2010-g). Показательно, что для исследования "самовозгорания" благодатного огня физики взяли прибор для регистрации именно электрических разрядов. Логика не может не указывать прямой, а значит один для всех исследователей, путь. Иначе говоря, идеи носятся в воздухе. [ назад ]

2. Уже после написания этих слов случайно была найдена цитата из учебника физики, представляющая собой название параграфа с подзаголовком: "Электрическое поле. Сила, которая действует повсюду" (Орир Дж. Популярная физика/ пер. с англ. - М.: "Мир", 1964. - С. 164). [ назад ]

3. "Выходящий из трубы дым обладает высокой электропроводностью и вероятность удара молнии в трубу возрастает" (Рекомендации населению о правилах поведения в экстремальных погодных условиях. - Министерствово природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Департамент по гидрометеорологии. ГУ "Республиканский гидрометеорологический центр"). [ назад ]

4. В Синодальном переводе в сноске к слову "ефод" сказано, что это короткая одежда, а в самом тексте упомянуты нарамники (наплечники) ефода с камнями и пояс ефода (Исх. 28: 7, 8, 12). Похожее описание дает Иосиф Флавий, уподобляя ефод (ефуд) греческому наплечнику, и уточняет, что ефод имеет рукава, его длина всего локоть, и он спускается с плеч до середины груди, где закрепляется поясом (ИД, III, 7, 5). А вот в комментарии к Торе сказано, что ефод (эйфод) представляет собой пояс с прикрепленным к нему свободно спускающимся вниз куском плотной ткани, прикрывающим ноги сзади, с боков и частично спереди, а сзади пояс имел лямки, перекидывающиеся через плечи (то есть нарамники) для закрепления нагрудника (Пятикнижие и гафтарот/ Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием "Сончино". - Москва, Иерусалим: "Гешарим", 1990 - 5759). Отметим, что Иосиф Флавий видел одежду первосвященника собственныыми глазами, когда храм ещё не был разрушен, а вот комментаторы Торы - нет. [ назад ]

5. Нарамник от слова "рамена" (плечи) - наплечник. [ назад ]

Tags: Библейские пророки, Скляров
Subscribe

Posts from This Journal “Скляров” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments